Проблема страхования культурных ценностей в том, что они не имеют цены

Людмила Цветкова, Доцент Кафедры управления рисками и страхования МГИМО
17 січня, 12:20 · Людмила Цветкова, Доцент Кафедры управления рисками и страхования МГИМО

Проблема страхования культурных ценностей заключается в том, что объекты культуры невозможно восстановить после их утраты. Владельцы таких объектов больше заинтересованы не в страховании, а в обеспечении таких условий хранения и экспозиции, которые сделали бы подобный риск невозможным.

В чем проблема страхования культурных ценностей? В том, что, по сути дела, предметы культурных ценностей цены не имеют как объекты культуры. В качестве примера, для того чтобы понимать, какие здесь у нас проблемы, почему не имеется страховых продуктов... Не то, что у страховых компаний нет предложений по страхованию культурных ценностей. На то чтобы использовать эти предложения, нет спроса. Почему? Кто, по нашему с вами мнению, может быть заинтересован в сбережении культурных ценностей? Государство и как представители интересов государства: музеи, хранилища, депозитарии, которые фактически не распоряжаются, но владеют культурной собственностью, принадлежащей всему народу, принадлежащей государству.

Если рассматривать управляющих Третьяковской галереей или Эрмитажем или Русским музеем, в чем они заинтересованы? Они заинтересованы в том, чтобы с предметами искусства вообще ничего не произошло, а вовсе не в том, чтобы получить при гибели этих произведений некую финансовую сумму возмещения. Почему? Я повторяю, потому что это собственность государства. Что касается частных хранилищ и частных музеев, то это достаточно закрытая сфера потребителей. Никто особенно не кичится наличием и владением культурных ценностей высочайшего мирового уровня, во всяком случае в нашей стране.

Поэтому рассматриваем главных собственников культурных ценностей в нашей стране - это государство. В чем заинтересованы управляющие музеями и галереями? В том, чтобы с хранимыми культурными ценностями вообще ничего не произошло. Какова сейчас его судьба, знает кто-нибудь в зале? Этого творения сожженного, фактически 90% полотна было уничтожено. Никто из присутствующих не знает, чем дело кончилось? Из зала: «По-моему, его восстанавливали». Да, его восстанавливали, но ни один международный эксперт восстановленное полотно не признает полотном Рембрандта.

То есть это копия. Надо отдать должное советским реставраторам, они восстанавливали кисти из такой же щетины, какой писал Рембрандт, и замешивали краски, но все это в некотором смысле приближение. Это стоило очень больших денег, это очень дорогая работа (была бы, если бы это был не Советский Союз, где как-то совершенно по-другому производилась оплата подобных работ). Но я повторяю, восстановленное полотно не признается полотном Рембрандта, хотя оно висит в Эрмитаже и именно таким образом озаглавлено. И мы с вами понимаем, почему.

На этом примере повторю, что заинтересованные в сохранении культурных ценностей лица, в том числе государство, рассматривают эти ценности как невосстановимые. Официальных частных коллекций у нас фактически нет. А что делает страхование выставок и предметов культуры? Оно говорит: мы восстановим вам, естественно, не предмет культуры. Рафаэль, его произведения и произведения наших мастеров бессмертны, они невосстановимы в авторском виде. Мы восстановим вам ту сумму, которую вы бы получили на аукционе, если бы стали эту картину продавать.

Почувствуйте разницу: страхование культурных ценностей восстанавливает не собственно имущество, как бывает у нас, когда мы страхуем транспорт или дачи, или квартиры, - мы оплачиваем восстановление нашего имущества в том виде, в каком оно было до наступления страхового случая. Я повторяю, с культурными ценностями этого сделать нельзя. Поэтому здесь восстанавливается имущественный интерес, которому нанесен ущерб, потому что уже эту картину мы ни на каком аукционе не продадим. Такой интерес может быть в первую очередь у владельцев частных коллекций. Что касается государства, то здесь вопрос, как это говорит молодежь, творческий.

Можно предположить, что государственное учреждение получает от страховой компании выплату той суммы, которую можно было бы получить, выставив произведение на мировой аукцион. И на эти деньги оно приобретает возможность купить не это, а другое произведение искусства. Заинтересовано ли в таком страховании государство, или оно больше заинтересовано в том, чтобы обеспечить такие условия хранения и экспозиции, которые сделали бы подобный риск невозможным? Скорее всего как раз второе.

Теперь о страховании здоровья выезжающих с гастролями певцов и танцоров. Вы, по аналогии со страхованием культурных ценностей, понимаете, что если голос Монсеррат Кабалье утерян, его восстановить никаким образом нельзя. Это совершенно смешно - говорить о том, что страховая компания оплатит лечение. Во-первых, очень проблематично, что уникальные голоса в принципе можно пролечить. Во-вторых, если танцор растянул ногу или, сохрани Господи, сломал ее, то лечение этой «золотой» ноги будет ровно такое же, как и у любой другой ноги. Поэтому здесь, опять же, должно страховаться не само лечение, а утрата возможных доходов, утрата доходов от гастролей или расходы на компенсацию лицам, приобретшим билеты, в связи с тем, что концерт или представление стало невозможным.

Но все эти вопросы решаются таким образом, что только уже сидя в зале ты понимаешь, что у певца сел голос. Я сама была на гастролях Монсеррат Кабалье, было совершенно очевидно, что петь она не может, билеты стоили фантастических денег, и никому даже в голову не пришло, что можно остановить концерт и вернуть билеты. Потому что имеет место коммерческая составляющая, во всяком случае в нашей стране. Я думаю, что за рубежом приблизительно то же самое.

То есть когда мы говорим о культурных ценностях, мы говорим о вещах финансово невосполнимых. Почему распространено страхование культурных ценностей при выезде выставок за рубежом. Во-первых, потому, что там имеется привычка к тому, что деньги способны восстановить любой имущественный интерес. Там действительно подходят так, как я вам сказала: если у меня утрачена картина Пикассо, то я на деньги, полученные мною, смогу купить другую картину Пикассо, а не восстановить эту.

И все значительные культурные ценности, находящиеся за рубежом, заранее имеют свою оценку в каталогах Ллойдса. Заранее определяется и корректируется та цена, которая приблизительно равна аукционной цене продажи того или иного культурного произведения. Я не уверена, что наши все произведения искусства тоже занесены в эти каталоги с определенной стоимостью. Конечно, когда мы вывозим крупные государственные выставки за рубеж, там страхование присутствует в связи с требованием закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Но здесь оно присутствует в силу вмененности, а не в силу того, что такой имущественный интерес действительно может быть восстановлен.

Источник: Мосинтерфин

ТОП-10 СТРАХОВИХ КОМПАНІЙ УКРАЇНИ

КАСКО ОСАЦВ ТУРИЗМ ДМС LIFE МАЙНО ЗК
премії виплати
  1. ARX 1 040 974 491 283
  2. АРСЕНАЛ СТРАХУВАННЯ 866 753 426 462
  3. УНІКА 534 866 248 375
  4. VUSO 449 235 190 026
  5. ТАС СГ 402 509 261 743
  6. UNIVERSALNA 395 958 123 141
  7. ЕКСПРЕС СТРАХУВАННЯ 342 528 204 368
  8. ІНГО 333 454 191 811
  9. PZU УКРАЇНА 194 272 100 738
  10. ПЕРША 94 657 50 259
  1. ТАС СГ 642 298 313 887
  2. ОРАНТА 605 113 233 619
  3. PZU УКРАЇНА 304 102 156 220
  4. VUSO 201 600 102 041
  5. ЄВРОІНС 182 113 98 789
  6. АРСЕНАЛ СТРАХУВАННЯ 163 337 74 642
  7. ІНГО 159 573 79 961
  8. ARX 155 674 76 197
  9. УНІКА 140 365 77 000
  10. ПЕРША 89 310 46 700
  1. VUSO 53 569 19 833
  2. PZU УКРАЇНА 47 671 31 562
  3. ARX 28 166 26 530
  4. ТАС СГ 23 435 6 139
  5. УНІКА 17 692 10 841
  6. ІНГО 15 107 5 595
  7. UNIVERSALNA 13 202 2 213
  8. ОРАНТА 9 065 2 496
  9. ПЕРША 8 797 1 940
  10. АРСЕНАЛ СТРАХУВАННЯ 3 847 2 432
  1. УНІКА 799 131 391 429
  2. UNIVERSALNA 358 053 214 160
  3. ІНГО 342 554 238 654
  4. ARX 277 345 162 936
  5. VUSO 208 952 209 891
  6. PZU УКРАЇНА 162 208 117 429
  7. ТАС СГ 150 731 136 975
  8. АРСЕНАЛ СТРАХУВАННЯ 100 251 73 925
  9. ЄВРОІНС 65 824 51 763
  10. ПЕРША 45 097 26 614
  1. МЕТЛАЙФ 1 274 306 238 768
  2. ГРАВЕ УКРАЇНА ЖИТТЯ 259 262 98 654
  3. УНІКА ЖИТТЯ 203 544 54 570
  4. PZU УКРАЇНА ЖИТТЯ 186 690 27 932
  5. ARX LIFE 168 246 31 533
  1. ARX 410 131 90 090
  2. ІНГО 333 083 37 491
  3. УНІКА 180 205 4 343
  4. VUSO 162 356 114 427
  5. UNIVERSALNA 98 861 3 898
  6. АРСЕНАЛ СТРАХУВАННЯ 98 082 12 885
  7. ТАС СГ 56 212 5 191
  8. ОРАНТА 48 462 2 743
  9. PZU УКРАЇНА 38 430 4 730
  10. ПЕРША 20 039 401
  1. ТАС СГ 628 333 209 613
  2. PZU УКРАЇНА 258 646 78 658
  3. ПЕРША 209 139 79 437
  4. ОРАНТА 173 180 44 319
  5. ІНГО 162 544 70 984
  6. VUSO 71 325 42 650
  7. ARX 64 731 22 762

ДІЗНАЙСЯ ВАРТІСТЬ СТРАХУВАННЯ ОНЛАЙН


Insurance Review by Beinsure

©2004-2024 FORINSURER (Форіншурер) — журнал про страхування та іншуртех: новини страхового ринку, рейтинги надійних страхових компаній та банків. Для підготовки матеріалів використано огляди та дослідження Beinsure.com — Digital Media.

© Finance Media LLC. D-U-N-S Number 36-516-0096. Реєстраційний код (ЄДРПОУ) юридичної особи №5727935. Дата реєстрації 06.03.2008.
Адреса: вул. Євгена Сверстюка, 11А, Київ, 02660, Україна. Тел: +380445168560.

© Повне чи часткове використання рейтингів страхових компаній заборонено. База даних рейтингів є інтелектуальною власністю журналу Insurance TOP (УНДІ Права та економічних досліджень). Погляд Редакції не завжди може співпадати з думкою авторів, компаній чи ЗМІ. © Фото: Pexels.