Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s не планирует пересматривать рейтинги ни одной из этих страховых групп в результате составления этого списка, заявил Ведущий кредитный аналитик S&P Роб Джонс.
Вместе с тем, долгосрочные рейтинговые последствия для этих страховых групп будут как позитивными, так и негативными — в зависимости от того, как эти группы будут реагировать на включение в список G-SIIs.
9 крупнейших страховых групп мира:
— Allianz SE
— American International Group Inc.
— Assicurazioni Generali SpA
— Aviva PLC
— Axa S.A.
— MetLife Inc.
— Ping An Insurance (Group) Co. of China Ltd.
— Prudential Financial Inc.
— Prudential PLC
Совет по финансовой стабильности обновит список G-SII в ноябре 2013 г., и S&P будет продолжать отслеживать применяемые им критерии отбора. Первоначальный список был составлен на основе балансов компаний за 2011 г., в дальнейшем в него были внесены изменения. В частности, Generali сократила направления бизнеса и продала непрофильные активы, в результате чего Совет по финансовой стабильности может рассмотреть возможность исключения компании из списка G-SII. До публикации списка G-SII в июле 2013 г. Совет по надзору за финансовой стабильностью США уже объявил о том, что относит AIG и Prudential Financial к числу потенциальных компаний, имеющих высокую системную значимость для национальной отрасли страхования; Prudential Financial оспаривает это решение.
В частности, в отношении G-SIIs может быть введено требование об увеличении капитала, хотя и не ранее 2019 г., и (или) требование о повышении качества инструментов капитала.
Мы считаем оба этих изменения позитивными для рейтингов страховых групп при прочих равных условиях. Вместе с тем эти изменения могут привести к увеличению стоимости капитала, что мы в целом расцениваем как негативный рейтинговый фактор. Кроме того, будет усилен надзор за деятельностью G-SIIs со стороны регулирующих органов, что также может иметь позитивные или негативные последствия — позитивные с точки зрения возможного отказа компаний от принятия высоких рисков или выявления рисков на раннем этапе, негативные с точки зрения сдерживания стратегического развития и необходимости выполнять более жесткие требования регуляторов.
Резюме
В настоящее время мы не прогнозируем, что включение страховых групп в список G-SIIs окажет влияние на их рейтинги уже в ближайшее время, но это действие может иметь как позитивные, так и негативные последствия в долгосрочном плане — в зависимости от того, как страховые компании будут реагировать на новые регулятивные требования.
Требования, которые вводятся в связи с новым статусом G-SIIs, имеют как позитивные, так и негативные последствия для указанных страховых групп.
По мнению отраслевого лобби, уровень системной значимости страховых групп отличается от уровня значимости банков, а методология, которая была использована при составлении списка G-SIIs, включает слишком широкий спектр направлений деятельности.
Мы не предполагаем, что составление нового списка G-SIIs обусловит изменение разграничения между имеющими системную значимость банками разных стран мира (G-SIBs) и страховыми компаниями, входящими в список G-SIIs, в нашем анализе банков и страховых компаний. Это разграничение отражает наше мнение о том, что многие банки могут ожидать получения прямой поддержки от государства в стрессовой ситуации — в отличие от страховых компаний, которые, скорее всего, такой помощи ожидать не могут.
Новые требования могут стимулировать страховые группы, включенные в список G-SIIs, провести реструктуризацию — например, при помощи защиты или продажи активов, сопряженных с системными рисками. Включение отдельной страховой группы в список G-SIIs может обусловить усиление ее конкурентной позиции в глазах клиентов и инвесторов по сравнению с группами, не включенными в данный список. Некоторые G-SIIs могут попытаться использовать свой новый статус, подчеркивая предполагаемое получение помощи от государства.
Страховые группы активно добивались от Совета по финансовой стабильности признания того, что их системная значимость отличается от системной значимости банков, включенных в список G-SIBs (в настоящее время в этом списке 28 банков), так как они не подвержены системному риску на таком же уровне. Лоббирование интересов страховых компаний оказалось отчасти успешным, поскольку Совет по финансовой стабильности признал, что страховые компании с традиционной бизнес-моделью не подвержены системным рискам. Лоббированием отчасти объясняется задержка с опубликованием списка G-SIIs на 20 месяцев после того, как Совет по финансовой стабильности впервые объявил о составлении списка. Этим же объясняется дополнительная задержка на 12 месяцев при опубликовании списка перестраховочных компаний G-SIIs, о котором должно быть объявлено в июле 2014 г.
Вместе с тем представители отраслевого лобби по-прежнему полагают, что методология, которую Совет по финансовой стабильности использовал для отбора G-SIIs (ее разработала Международная ассоциация органов страхового надзора — International Association of Insurance Supervisors), охватывает слишком широкий спектр направлений деятельности. Основной акцент в методологии сделан на тех видах деятельности, которые представляют собой нетрадиционные виды страхования или вообще не являются страхованием, и на страховых группах, имеющих значительный объем операций на финансовых рынках (включая банки) или зависящих от финансовых рынков.
В глазах отраслевого лобби охват нетрадиционных видов страхования или нестраховой деятельности является слишком широким, поскольку включает, например, годовые страховые аннуитеты, которые представители страхового лобби считают частью традиционной бизнес-модели, и деятельность по управлению активами третьих лиц, которая, по их мнению, не имеет системной значимости. Несмотря на то, что в методологии оценки, используемой Международной ассоциацией органов страхового надзора, сделан меньший акцент на размерах страховой группы и масштабах ее международной деятельности, в список G-SIIs входят девять крупнейших международных страховых групп. В то же время в него не включены некоторые крупные международные страховщики, занимающиеся страхованием иным, чем страхование жизни.
Различия между G-SIBs и G-SIIs
Различие между G-SIBs и G-SIIs в нашем анализе обусловлено тем, что большинство G-SIBs получают прямую экстренную поддержку от государства, и это, безусловно, является позитивным рейтинговым фактором, в то время как G-SIIs такой поддержки не получают. Мы полагаем, что составление нового списка G-SIIs не изменит этого положения. Позитивное влияние на большинство наших кредитных рейтингов, присвоенных 28 банкам, включенным в список G-SIBs (как и многим другим банкам, которые не относятся к этой категории, но, по нашему мнению, имеют большую значимость для банковской системы), оказывает получение прямой экстренной поддержки со стороны государства в тех странах, где они зарегистрированы.
С другой стороны, ни одна страховая группа из списка G-SIIs или другая страховая компания не получает такую прямую поддержку (за исключением некоторых организаций, связанных с государством). Кроме того, мы не ожидаем, что государство будет предоставлять капитал или ликвидность страховым компаниям, поскольку их бизнес-модели обычно не включают обязательства до востребования, аналогичные банковским депозитам. К тому же страховые компании обычно могут выплатить все свои обязательства в соответствии со сроками в рамках временной администрации, в то время как банки в большинстве своем, как показывает практика, этого сделать не могут, ввиду большего риска ликвидности.
Вместе с тем поддержка со стороны государства может косвенно оказывать позитивное влияние на деятельность страховых компаний в двух случаях.
Во-первых, банки, имеющие высокую системную значимость, могут использовать государственную поддержку (в случае ее оказания) для поддержки страховых компаний, которые имеют статус «ключевой дочерней компании» в составе группы. К числу примеров относятся компании по страхованию жизни, которые являются дочерними структурами четырех австрийских банков, имеющих, по мнению Standard & Poor’s, высокую системную значимость.
Во-вторых, правительства могут оказать помощь крупным страховым компаниям в случае возникновения у них значительных проблем с платежеспособностью, чреватых возможным прекращением страховой деятельности и негативными последствиями в социальной сфере и на рынке труда. В таких случаях правительства и регулирующие органы обычно оказывают экстренную помощь, например, отказываясь от применения принудительных мер регулирования и (или) разрешая приобретение компании более сильным страховщиком. Подобные меры помощи редко предполагают вливание средств из государственного бюджета. Самым последним такого рода примером (2013 г.) среди страховых компаний, имеющих рейтинги Standard & Poor’s, является итальянская Fondiaria-SAI, которая в настоящее время входит в состав Unipol Gruppo Finanziario.
В тех случаях, когда страховые компании сталкиваются с оттоком денежных средств, и обязательства по страховым полисам выполняются не в полном объеме, обычно используются компенсационные схемы, которые финансируются за счет отрасли. Это произошло с британской Equitabe Life Insurance Co. Ltd. в 2002 г. и с австралийской HIH Insurance Ltd. в 2001 г.
Мы не предполагаем, что составление нового списка приведет к изменению отношения государства к G-SIIs или к страховым компаниям в целом.
Примеры страховых компаний, получающих прямую государственную поддержку, встречаются редко. Так, недавно одна из новозеландских страховых компаний не получила разрешения на продолжение деятельности при существующей структуре собственности.
После землетрясений в Крайстчерче в 2010 и 2011 г. правительство Новой Зеландии выразило готовность предоставить 500 млн новозеландских долларов в качестве поддержки компании AMI Insurance Ltd. (AMI), в которой было застраховано около 35% объектов жилой недвижимости региона Кентербери. Однако бизнес AMI был разделен на две части, при этом возобновленный текущий бизнес был продан компании Insurance Australia Group Ltd. (IAG), а требования по старым обязательствам (run-off claims) были переданы специальному юридическому лицу — государственной компании Southern Response.
Различия между банками и страховыми компаниями
Несколько групп, занимавшихся преимущественно страхованием, получили прямую поддержку от государства на ранних этапах мирового финансового кризиса в 2008-2009.
В частности, AIG является по преимуществу страховой группой, но поддержка, которую правительство США оказало холдинговой компании этой группы в 2008 г., была направлена на помощь банковскому бизнесу группы (финансовые продукты и кредитование под залог ценных бумаг, объем которого невелик). Некоторые группы, в состав которых входят и банки, и страховые компании (группы банковского страхования), получили поддержку, но в основном в том, что касалось их банковской деятельности.
Кроме AIG только три другие группы, которые занимались преимущественно страхованием, получили поддержку от государства в 2008-2009 гг. В частности, Hartford Financial Services Group и Lincoln National Corp. получили поддержку через разработанную правительством США Программу по спасению проблемных активов в форме капиталовложений в привилегированные акции этих компаний. Страховая группа AEGON N.V. получила вливание в капитал от правительства Нидерландов. Мы считаем, что эти случаи оказания поддержки вряд ли можно считать мерами по спасению, хотя они и повысили финансовую устойчивость страховых компаний.
Несколько страховых компаний были косвенным образом поставлены под контроль государства вследствие того, что правительство стало собственником их материнских банков. Однако в этих случаях страховые компании не получили прямой поддержки и в настоящее время находятся в процессе приватизации (например, страховые дочерние компании The Royal Bank of Scotland PLC и Fortis Inc.). Имеются также примеры страховых компаний, которые входили в группы банковского страхования, получившие государственную поддержку (например, ING Groep N.V. и SNS REAAL N.V.).
Фактор системной значимости в рейтингах банков, но не в рейтингах страховых компаний
Мы классифицируем банки по их системной значимости при анализе вероятности оказания им экстренной государственной поддержки, которую они обычно получают в форме вливаний в капитал или в форме ликвидности от центрального банка. В тех случаях, когда мы полагаем, что в стрессовой ситуации такая поддержка может быть оказана, мы можем добавить дополнительные ступени к оценке характеристик собственной кредитоспособности банка — в зависимости от его системной значимости и готовности правительства страны оказывать поддержку банкам.
Напротив, мы не учитываем вероятность такой экстренной государственной поддержки в рейтингах компании, которая занимается только страхованием (за исключением государственных страховых компаний).
В период с сентября 2008 г. до сентября 2012 г. в рейтингах холдинговой компании AIG учитывался фактор поддержки со стороны государства, но только в качестве признания системной значимости небольшого направления банковских операций холдинга, которые обусловили оказание экстренной поддержки, и того, что контрольный пакет компании принадлежит государству. Поэтому новый список G-SII не приведет к изменениям нашей оценки вероятности системной поддержки в рейтингах банков или страховых компаний.
................................
Материал предоставлен Фориншуреру службой кредитных рейтингов агентства Standard & Poor’s | Роб Джонс, Родни А.Кларк, Майкл Вайн, кредитные аналитики S&P