Чего ожидать Украине от вступления в ВТО?


Процесс вступления Украины в ВТО ныне находится в завершающей стадии. И нашим гражданам важно осознать, что получит Украина от этого своего шага. Об этом рассказывает советник премьер-министра, экс- министр внешних экономических связей и торговли Андрей ГОНЧАРУК.

Членство в ВТО станет стимулом для создания стабильного законодательства, привлекательного инвестиционного климата, будет содействовать проведению структурной модернизации экономики в целом и выводу ее на мировой уровень. По прогнозам экспертов, общий рост благосостояния от вступления Украины в ВТО будет превышать 10% объема общенационального потребления. Эти расчеты подтверждаются опытом европейских стран, которые недавно присоединились к ВТО.

Рассмотрим, что будет после вступления в ВТО с отраслями нашей экономики. Большой выигрыш получит, конечно, металлургия. Это не только экспортно-ориентированная отрасль (больше трети украинского экспорта приходится на ее продукцию). Она также больше всех страдает от торговых ограничительных мер. На сегодняшний день в отношении ее продукции действуют 24 антидемпинговых санкции в 11 странах мира. Отныне мы получим возможность эффективнее защищать интересы своих металлургов. Как следствие, по оценкам экспертов, эта украинская отрасль в долгосрочной перспективе увеличит после вступления в ВТО общий выпуск продукции на 22%. Практически такая же ситуация с химической промышленностью.

Что касается текстильной промышленности, то она, начиная с 2001 года, уже работает в условиях многостороннего соглашения по текстилю. Т.е. все ставки и нормы, которые действуют в этой сфере, уже пять лет отвечают тем обязательствам, которые берет на себя Украина при вступлении в ВТО.

Но мы должны быть готовы к тому, что наиболее уязвимым для новых, либеральных условий окажется отечественное сельское хозяйство. Ведь членство в ВТО требует провести полное рыночное реформирование аграрного сектора и либерализовать доступ на рынок сельхозпродукции. Как неблагоприятный фактор здесь будет действовать и то, что сельскохозяйственный сектор, который обеспечивает около 16% рабочих мест и 14,5% ВВП страны, в то же время недостаточно реформирован. И поэтому глобальные вмешательства в его работу поначалу могут быть очень болезненными. Однако те производители сельхозпродукции, которые идут в ногу со временем, могут чувствовать себя спокойно. Немаловажно и то, что после того, как и Украина, и Россия станут членами этой организации, последняя уже не сможет применять ограничительные меры к нашему сыро-молочному и мясному экспорту.

Кроме того, никто не заставит Украину сократить поддержку сельского хозяйства таким образом, чтобы это нанесло ему невосполнимые убытки. Речь идет только о том, чтобы этот уровень поддержки, который хочет получить наше сельское хозяйство, должен быть обоснованным. Так внутренняя ценовая поддержка должна быть сокращена в течение пяти лет на 20% по сравнению с базовым периодом. Но при этом сокращение не касается финансирования научных исследований, учебных и маркетинговых программ, создания госрезервов для обеспечения продовольственной безопасности, страхования и гарантий безопасности доходов, выплат на компенсацию убытков от стихийных бедствий и тому подобное.

Важно также учитывать, что через ряд причин — хотя бы из-за того, что наша земля, наши черноземы лучшие и требуют меньших расходов на производство продукции, украинская продукция, при сравнительном качестве, будет дешевле европейской, а следовательно, она будет конкурентоспособной. Улучшение условий доступа на внешние рынки позволит увеличить экспорт на 40%. Кроме того, взвешенная государственная политика, направленная на модернизацию сельского хозяйства и развитие его инфраструктуры, позволит обеспечить нашей сельхозпродукции необходимую конкурентоспособность и защиту.

Сегодня можно также говорить о том, что после вступления в ВТО будет регламентироваться поддержка государством угольной отрасли. Однако если сегодня мы неспособны проконтролировать, доходит ли эта поддержка к каждой шахте и каждому горняку, то согласно нормам ВТО, в дальнейшем она будет иметь целевое, адресное направление. При этом нормами ВТО разрешена государственная поддержка, которая направляется на улучшение экологии региона и связана с деятельностью вредных производств. Это касается не только угольной отрасли, но и металлургии, химпрома и тому подобное. Возможна и господдержка решения социальных вопросов в социально- неблагополучных регионах монопроизводств. Т.е. фактически это не поддержка непосредственно угольной отрасли, а поддержка угольных регионов, направленная на улучшение уровня жизни людей.  Газета "День" №194