Госфинуслуг будет регулировать заграничные контракты в поисках теневых операций страховщиков


Вчера Верховная рада приняла закон, позволяющий Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг инициировать введение санкций против компаний, которые допускают нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности. По мнению экспертов, это в первую очередь коснется страховщиков, которые зарабатывают на схемном перестраховании. Впрочем, участники рынка считают, что регулятору будет сложно доказать нарушения этих компаний в суде.
Вчера ВР приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений в закон 'О внешнеэкономической деятельности'" (ВЭД). В частности, закон расширяет перечень контролирующих органов, которые могут инициировать применение Министерством экономики санкций к субъектам ВЭД. В частности, наравне с Антимонопольным комитетом, органами государственной налоговой и контрольно-ревизионных служб, правоохранительными органами, такие права получает Государственная комиссия по регулированию рынка финансовых услуг (Госфинуслуг). Один из авторов законопроекта народный депутат Николай Онищук рассказал Ъ: "Это связано с нашими обязательствами перед Международной группой по борьбе с отмыванием денег. Законами, которые принимала Украина по требованию этой организации, предполагалось, что Госфинуслуг должен иметь возможность влиять на тех участников, которые подозреваются в отмывании денег".
По мнению участников рынка, теперь Госфинуслуг получил возможность бороться со схемами, которые участники рынка используют при операциях перестрахования. "Это может коснуться всех компаний, которые занимаются перестрахованием - это борьба со схемами и теневой экономикой",- сообщил Ъ председатель правления СК "Оранта-Жизнь" Виктор Адамович. В то же время, по мнению генерального директора СК QBE Олега Сосновского, в первую очередь санкции коснутся тех страховых компаний и брокеров, которые не выполняют требования Госфинуслуг в части перестрахования в страны Балтии и Молдавию. Как некоторое время назад заявлял Госфинуслуг, ранее миллиарды гривен нелегально вывозились в эти страны с помощью фиктивных операций. "Теперь Госфинуслуг получил право влиять на отзыв, приостановление действия лицензии и назначения проверок в этих компаниях,- утверждает господин Сосновский.- Санкции также могут коснуться брокеров, если такая деятельность ведется через них".
При этом Олег Сосновский уверен, что украинский страховой рынок уже не ведет схемную деятельность по выводу денег за рубеж, однако используется как "внутригосударственный офшор". "На самом деле деньги находятся внутри страны, где успешно минимизируется налогообложение, но комиссия хочет перевести рынок на общее налогообложение, и эта схема исчезнет,- пояснил Олег Сосновский.- Схем не останется, а потому этот закон никого не испугает".
Однако некоторые участники рынка придерживаются иного мнения. Как уже писал Ъ (см. номер от 16 сентября), на страховом рынке до сих пор практикуется псевдострахование нерезидентов, которое регулятор до сих пор контролировать не мог. Схема предусматривает выплаты компаниями страхового возмещения за границу по фальсифицированным страховым событиям. Однако теперь механизм контроля за внешнеэкономическими контрактами позволит Госфинуслуг требовать у компаний дополнительные документы. Таким образом, Минэкономики сможет ограничивать их операции с иностранными партнерами, накладывать штрафы и приостанавливать действие лицензий.
Впрочем, по мнению страховщиков, регулятору будет тяжело доказать, что подобные нарушения были. "Комиссия может и не справиться, если все операции сделаны документально правильно",- сообщил Ъ председатель правления СК "Веста" Вячеслав Черняховский. Кроме того, одна из норм того же законопроекта позволит субъектам внешнеэкономической деятельности более эффективно защищать свои права. Согласно документу, санкция госоргана о приостановлении деятельности действует не более трех месяцев. После истечения этого срока решение о продлении санкций может принять только суд. "Это хороший инструмент защиты,- уверен разработчик проекта Николай Онищук.- Чтобы доказать необходимость такого решения, у госоргана должны быть серьезные аргументы".   | КоммерсантЪ - Украина