Как «филькино» страхование стало легальным способом избежания проверок ГСЧС и ответственности владельцев отелей в случае пожара?


Как страхование ответственности стало легальным способом избежать проверок ГСЧС В Одессе продолжилась череда пожаров, унесших много человеческих жизней. Два года назад в оздоровительно-спортивном детском муниципальном комплексе «Виктория» погибли три воспитанницы творческого коллектива «Адель», в июне 2019-го года – 6 пациентов и медсестра в психиатрической больнице, а в ночь на 17 августа – 9 постояльцев частного отеля «Токио Стар», пишет УНИАН.

В момент пожара в «Токио Стар», который был переоборудован из старинного трамвайного депо, проживало около 200 человек. В их числе почти 30 иностранцев – граждан Беларуси, Турции, Болгарии, Польши, Франции, Германии, США, Ирака, Великобритании.

Очевидцы трагедии утверждают, что противопожарное оборудование не сработало, также никто не слышал предупредительного звукового сигнала. Люди продолжали спать в уже полыхающем отеле, а будил их стук в дверь и призывы охранников покинуть здание. Соседство с «отелем» едва не привело к дополнительным проблемам – во время пожара, примерно в 2:40, на крышу одного из ремонтных боксов депо перекинулся огонь.

По словам начальника управления Нацполиции, оперативно-следственная группа вошла внутрь сразу после ликвидации огня. В гостинице мы обнаружили 8 погибших. Девятого человека нашли через несколько часов - во время разборки поврежденных конструкций. На вечер понедельника в стационаре оставалось 7 человек из отеля. Из них трое - в тяжелом состоянии, в том числе – 16-летняя девочка.

По факту пожара было открыто уголовное производство по ч. 2 ст. 270 УКУ (нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее тяжкие последствия). Сотрудниками Государственной службы по чрезвычайным ситуациям неоднократно вносились предписания на устранение выявленных нарушений противопожарной безопасности.

Как утверждают в ГСЧС, в текущем году владелец гостиницы сменил арендатора, что стало камнем преткновения при попытке спасателей проверить ее на предмет пожарной безопасности в июле. Следующая инспекция возможна лишь в 2020 году и, если бы не нынешняя трагедия, «Токио Стар» продолжал бы работать.

Следователи Государственного бюро расследований уже открыли дело по факту халатности работников областного главка ГСЧС (ч. 2 ст. 367 Уголовного кодекса Украины).

Версий возгорания изначально рассматривались три. Первая – нарушение правил пожарной безопасности, вторая – неосторожное использование огня, третья - инсценировка пожара с целью сокрытия убийства, которая, правда, почти сразу была признана несостоятельной. Кроме того, в определенных бизнес-кругах ходят слухи: причиной случившегося якобы стал умышленный поджог. Мол, устроили его не для сокрытия убийства, а в целях сведения счетов.

Страхование ответственности владельцев отелей стало легальным способом избежать наказания

В феврале 2018 года Одесский окружной административный суд принял решение, которым отказал региональному управлению ГСЧС в проверке «Одесского дворика». О чем же идет речь? Как нечистоплотные бизнесмены-отельеры используют законодательство для избегания проверок на своих предприятиях?

Адвоката Василий Шевчук пояснил: еще в 1998 году был издан президентский Указ «О некоторых изменениях касательно урегулирования предпринимательской деятельности», который предусматривает наличие у предпринимателя «договора страхования гражданской ответственности с третьими лицами в отношении возмещения последствий возможного вреда».

В случае обладания таким договором, внеплановые проверки соблюдения норм пожарной безопасности не проводятся. «Некоторые собственники быстро сообразили – выгодно заплатить минимальную страховую сумму и жить без проверок. В случае желания тех же спасателей проверить объект, его хозяева прикрываются подзаконным актом 21-летней давности, хотя Верховная Рада позднее принимала ряд законов, касающихся соответствующей сферы деятельности», - сказал Шевчук.

По его словам, сейчас, внеся страховой платеж, условно говоря, за 1 кв. метр, хозяин гостиницы может расселять постояльцев на любой площади. «Выходит, формальные положения подзаконного акта стали важнее действующего законодательства. Но самое главное, что они являются своеобразной индульгенцией от ответственности (включая уголовную), в частности, для нерадивых отельеров», - подчеркнул адвокат.

Другими словами, имеет место юридическая казуистика. А необходимость в устранении противоречий действующего законодательства и приведения его в соответствие с Конституцией Украины назрела давно.  | Фориншурер