Кризис в России, или Паника на пустом месте


Российский банковский кризис возник неожиданно, как черт из табакерки. Паника, которую вызвали проблемы у некоторых крупных банков, могла обернуться широкомасштабными потрясениями для российской экономики. Хотя не исключено, что под прикрытием банковского кризиса происходит новый передел собственности.

Все началось еще в мае, когда центробанк РФ отозвал лицензию у «Содбизнесбанка», обвинив его в содействии отмыванию денег. Результаты проверок показали, что банк провел более 560 подозрительных сделок, а при его участии было обналичено почти $900 млн.

В июне заявил о самоликвидации небольшой банк «Кредиттраст», который являлся крупнейшим партнером «Содбизнесбанка» на рынке межбанковских кредитов, на валютном рынке и рынке ценных бумаг. Тесные связи «Кредиттраста» со скандально известным кредитным учреждением послужили причиной того, что целый ряд банков закрыли для него для лимиты на межбанковском рынке. Напуганные вкладчики за несколько дней сняли с депозитов «Кредиттраста» 200 млн. рублей. В результате банку не хватило денег даже на то, чтобы выкупить свои облигации на 60 млн. рублей. Несмотря на неприятности у некоторых российских банков, международные рейтинговые агентства сохраняли спокойствие и утверждали, что не видят причин для кризиса банковской системы России. О том, что кризиса не будет, многократно заверяли вкладчиков и представители центрального банка. Однако в это же время начались разговоры о существовании неких «черных списков» банков, к которым комитет по финансовому мониторингу имеет претензии. Во многом именно это спровоцировало повышение ставок на межбанковские кредиты и взволновало клиентов. Уверения чиновников и рейтинговых агентств в том, что предпосылок для банковского кризиса нет, на граждан не подействовали. Многие решили, что пора забирать из банков свои сбережения.

Большие банки — большие проблемы

Шестого июля в число банков, испытывающих проблемы с ликвидностью, попал «Гута-банк», входящий в двадцатку крупнейших банков России. А ведь буквально накануне его вице-президент констатировал, что кризис почти закончился. «Сегодня мы уже живем в период преодоления кризиса, он пошел на убыль», — заявил тогда банкир. Но спустя всего несколько дней отделения банка по всей России оказались закрытыми. На их дверях вкладчики обнаружили объявления, в которых сообщалось, что банк не работает «по техническим причинам». Прекратила работу и система оплаты товаров и услуг карточками «Гута-банка».
Спасать «Гуту» взялся второй по величине банк России — Внешторгбанк. С помощью кредита центробанка в размере $700 млн. Внешторгбанк намерен выкупить 86% пакета «Гута-банка». Судя по всему, теперь с его клиентами будет расплачиваться Внешторгбанк. Согласно неофициальным комментариям высокопоставленных сотрудников Банка России, проблемы «Гута-банка» были вызваны провокацией конкурентов. Источники в центробанке утверждали, что группа «Гута» слишком жестко ведет себя на рынке, поэтому у нее много врагов.

Это заявление дало толчок новой волне комментариев, связавших кризис с конкурентной борьбой и переделом собственности. Например, популярной стала версия о том, что итогом распространения слухов о проблемах в том или ином банке вполне могут стать не только конкретные неприятности у кредитных учреждений, но и смена, в конечном счете, их собственников.

В первые дни июля волна недоверия вкладчиков докатилась до одного из крупнейших банков — «Альфа-банка». По словам зампредседателя правления «Альфа-банка» Андрея Косогова, к 9 июля клиенты банка сняли со своих счетов $200 млн., при том, что общий объем вкладов физлиц в банке составляет $1,2 млрд. Чтобы остановить паникующих клиентов, банку даже пришлось ввести 10%-ную комиссию для тех, кто решил досрочно расторгнуть договор вклада, пообещав, что она будет отменена, как только ситуация нормализуется.

Правда, в банке не считают, что это нанесло непоправимый ущерб, поскольку деньги забирали в основном мелкие вкладчики — ни один богатый вкладчик свой счет не закрыл. Вице-президент банка Александр Гафин так объяснил причины происходящего: «Мы поняли, что бессмысленно пытаться удержать мелких и средних вкладчиков. Наш банк стал жертвой хорошо подготовленной кампании. Конкретного заказчика мы назвать не можем, но можем сказать, что это связано с нашим телекоммуникационным бизнесом. Именно поэтому слухи об атаке на наш банк начали распространяться в Лондоне еще до того, как начались проблемы собственно в банковском деле».

Восьмого июля международное рейтинговое агентство Moody's поставило восемнадцать российских банков из двадцати трех, имеющих рейтинг, в «тревожный» список с прогнозом на понижение долгосрочного кредитного рейтинга в валюте. Правда, в Standard & Poor's пересматривать рейтинги в ближайшем будущем не намерены. Аналитики агентства считают, что «нынешние рейтинги российских банков — клиентов Standard & Poor's — вполне адекватно отражают их риски». Впрочем, агентство не отрицает, что все российские частные банки, особенно те из них, которые имеют относительно большой объем частных вкладов, в настоящий момент находятся в уязвимой позиции.

Погасить панику среди населения попытались российские парламентарии. Десятого июля Государственная Дума приняла новый закон, согласно которому система обязательного страхования вкладов граждан распространяется на все банки. Теперь в случае «падения» любого банка его вкладчики смогут получить компенсацию в размере 100 тыс. рублей (около $3,5 тыс.). В соответствии с положениями принятого документа выплаты вкладчикам можно производить лишь после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом.

Причин для кризиса не было

Парадокс ситуации заключается в том, что экономических предпосылок для кризиса действительно не было. Главная его причина — нервозность клиентов, которую спровоцировали проблемы у нескольких небольших банков. «Ситуация вокруг «Содбизнесбанка» вызвала некую волну нервозности. Однако никаких фундаментальных экономических причин, чтобы Банк России беспокоился, нет. Банк России очень внимательно следит за объемом ликвидности, и если она хоть немного уменьшится, центральный банк будет ее рефинансировать», — сказал зампред центробанка России Андрей Козлов.

Отчасти банки сами спровоцировали кризис, закрывая взаимные лимиты и стимулируя тем самым дефицит рублевой ликвидности. В результате напряженности на денежном рынке стремительно выросли ставки по межбанковским кредитам. В первых числах июня ставки по однодневным кредитам выросли с 1,5 — 4% годовых до 7 — 12%. При этом обороты на межбанковском рынке упали в 2 — 3 раза.

Впрочем, некоторые банкиры обвинили в провоцировании кризиса центробанк. «Ключевой проблемой является дошедший до опасной черты антагонизм между денежными властями и участниками рынка», — заявил вице-президент Московской межбанковской валютной ассоциации Александр Кирьянов. Возможно, банковская система стала заложником нового этапа передела собственности, связанного с перегруппировками внутри правящей элиты России. Именно такая мотивация может просматриваться в ситуации с «Гута-банком» и «Альфа-банком». Последний банк связывают с кремлевской группировкой, переживающей тяжелые времена.

«Дочки» снимают сливки

В выигрыше от панических настроений остались «дочки» иностранных банков и Сбербанк. Когда частные кредитные организации стали стремительно терять доверие вкладчиков, последние, стремясь обезопасить свои накопления, понесли их в Сбербанк, где до сих пор действуют государственные гарантии. В «Райффайзенбанке» и «Ситибанке» признаются, что в результате падения доверия к российским кредитным учреждениям средства клиентов перетекают к ним. Хотя процент на депозитные вклады в этих банках значительно ниже, чем в российских, зато сохранность денег гарантируется материнскими банками.

Сегодня в крупнейших иностранных банках, разворачивающих розничные сети на территории России, бизнес идет в обычном режиме. Однако в этих банковских учреждениях не скрывают, что в последнее время наметился рост количества открываемых счетов как компаниям, так и частным клиентам. Правда, в иностранных банках нынешний приток связывают не с событиями в банковской системе, а с планомерным расширением.

Между тем, в последние дни наметилось очевидное улучшение ситуации. «Альфа-банк» погасил первичную панику и сообщает о том, что приток средств вкладчиков в банк превысил отток. «Во вторник, 13 июля, впервые с момента возникновения на рынке кризисных тенденций сальдо по депозитам физических лиц в «Альфа-банке» стало положительным. Более того, превышение притока средств на счета физических лиц над оттоком составило порядка 30%», — отметили в пресс-службе банка. «Гута-банк» начал принимать от вкладчиков заявления на возвращение им денег.

Однако список жертв кризиса пока нельзя считать исчерпанным, поскольку рынок межбанковского кредитования при благоприятном развитии ситуации может восстановиться только осенью.  | Виталий Атанасов, Инвестгазета № 29 (458) 20-26 июля 2004 г.